Моноспектакль «Михаил Тверской» отмечает 30-летний юбилей
Впервые легендарный моноспектакль «Михаил Тверской» был поставлен на сцене театра драмы в 1988 году.
30 лет, более 280 постановок, тысячи зрителей по всей стране. Спектакль «Михаил Тверской» отмечает юбилей. Его создатель – заслуженный артист России Георгий Пономарев – сумел возродить интерес к личности святого. Чтобы и спустя 700 лет после его мученической гибели, люди знали и помнили о подвиге во имя тверского народа.
А ведь изначально, в 1988 году, спектакль задумывался как эксперимент. В советское время имя Михаила Ярославича Тверского было известно далеко не каждому жителю города. Да и показ спектакля мог не состояться – обком партии до последнего не давал разрешение. Сегодня, спустя годы, это кажется абсурдом. В городе установлены памятники, 5 декабря у многих ассоциируется с Днем памяти небесного заступника Твери, действует целое Общество Михаила Тверского, которое создал все тот же Георгий Пономарев. Несомненно, его вклад в популяризацию образа великого князя колоссален.
«Когда я впервые ехал в Калинин, еще только смотреть театр, в котором я буду работать, город, в котором я буду работать, мне пришла в голову мысль, что я еду в этот город, чтобы сделать здесь нечто очень значительное»,
– рассказывает Георгий Пономарев.
Спектакль – это лишь начало. Для его создания потребовалось капнуть как можно глубже в историю – не учебники, а научные труды, даже летописи, писцовые книги. Позже изыскания нашли отражение в многочисленных публикациях. Перу Георгия Николаевича принадлежат несколько книг о Михаиле Тверском, ему удалось поднять из архивов всю информацию о месте мученической гибели нашего знаменитого предка и узнать место Бортеневской битвы – первого великого сражения с Ордой, которое произошло за десятки лет до знаменитого боя на Куликовом поле.
«Это удивительно. Представьте себе, вся Тверь встала на колени, вся – перед Спасом. И поклялись… Бояре клялись черным людям! Были стерты сословные различия, все стерто. Осталось только единое понимание нравственных устоев добра и зла»,
– поражается Георгий Пономарев.
Георгий Пономарев, можно сказать, вернул Твери знания о небесном защитнике города. Именно тогда, когда это было особенно необходимо – в годы перестройки. Актер не просто играет, он вжился в этот образ, узнал мельчайшие подробности жизни святого, сделал его достоянием общественности.
ОБСУЖДЕНИЕ