Погружение в прошлое: репортаж о путешествии на ретропоезде по заповедной железной дороге в Тверской области
За шесть лет работы маршрут ретро-поезда «Селигер» не только успел полюбиться многим туристам, но и приготовил для них новые музейные экспозиции о заповедной железнодорожной магистрали.
Романтика железных дорог близка каждому из нас. Кто-то путешествует в вагонах-купе на юг, кто-то регулярно мчит на высоких скоростях «Сапсанов» в Санкт-Петербург и обратно. Сегодня по железным дорогам нас везут современные локомотивы с плавным ходом, а в вагонах созданы все удобства: начиная от кондиционирования воздух и заканчивая зарядками для гаджетов.
Но те жители Тверской области, кто разменял полвека своей жизни, ещё помнят другую картину: огромные паровозы, за которыми медленно тянулись вереницы вагонов. Ехать в таком поезде – совсем другое ощущение. В нём ты погружаешься в прошлое, в историю железных дорог. Особенно, если опытный начальник поезда – опытный и эрудированный экскурсовод. И именно это можно сказать про ретропоезд «Селигер», который курсирует по выходным дням из Бологое в Осташков и обратно. Корреспондент Tverigrad.ru вновь прокатился на нём и изучил обновлённую экскурсионную программу.
Где-то между Ленинградом и Москвой…
Наш путь начинается в городе Бологое. Именно отсюда, со станции «Бологое-Московское», ретропоезд отправляется в город на Селигере – в Осташков. Здание вокзала здесь построено по тому же проекту, что и старый вокзал в Твери. Равно, как и вокзалы в Спирово и Клину. У перронов стоят в ожидании пассажиров электрички, поезда дальнего следования, мимо пролетают скоростные «Сапсаны». Жизнь здесь кипит. И не только жизнь, но ещё и вода в котле паровоза серии «Л», притаившегося на одном из путей вместе с вагонами, выкрашенными не в привычные сегодня серо-красные корпоративные цвета РЖД, а исторический зелёный. Именно в такой цвет красили пассажирские вагоны много десятилетий назад.
Вагоны, кстати, построены на ТВЗ и, по сути – это современная модель «сидячки». Но только интерьер выполнен в историческом стиле: стены отделаны под дерево, на них висят фотографии с историей Бологое-полоцкой железной дороги, по которой и курсирует этот ретропоезд. Кресла – современные, комфортные, с откидывающимися спинками. В общем, в них есть всё, чтобы в поездке было комфортно, включая туалет.
И в этот день на станции не на «Сапсаны» нацелены объективы фотокамер пассажиров, а именно на паровоз. Сегодня такая техника – поистине уникальное явление на наших широтных ходах.
Из Москвы и Петербурга в Бологое проще всего добраться на «Сапсане». Из Твери попасть в город трудовой доблести помимо «Сапсана» и различных поездов дальнего следования можно на пригородных поездах и автобусах. Но мы выбрали самый простой для жителей столицы Верхневолжья вариант – на машине. Всего-то два с половиной часа, и вы попадаете в город, как пелось в песне, расположенный где-то «между Ленинградом и Москвой».
Заповедная магистраль
Железная дорога, которая начинается в Бологом и тянется на запад России, сегодня называется заповедной. Такая характеристика дана ей неспроста. Строилась она ещё в начале XX века, как стратегический объект, связь между Николаевской, а ныне Октябрьской магистралью, и Польшей. Строили её для обеспечения фронта во время Первой мировой войны.
Аутентичная железнодорожная инфраструктура на этой магистрали сохранилась до наших дней. И то, что отношение к ней было особенным, ощущается во всём. Аккуратная архитектура пристанционных построек – первое, что бросается в глаза. И пускай они тоже были типовыми, но сегодня подобных домиков вдоль железных дорог практически не осталось. И путешествие на ретропоезде – редкая возможность окунуться в атмосферу дореволюционной и советской жизни железных дорог. А погрузиться в атмосферу прошлого века пассажирам поможет начальник поезда и экскурсовод по совместительству Юлиан Иванович Железный – журналист и знаток истории.
– Ретропоезд наш – уникальный. Он действующий, несмотря на то что нашему локомотиву, больше 70 лет, но он исправно каждую субботу и воскресенье в течение всего года, и плюс дополнительно по праздничным дням нас перевозит из Бологое в Осташков и позволяет совершить такой экскурс, почувствовать изюминку, особенности перевозки на паровозной тяге от остальных. Никакие тепловозы, никакие электровозы, какими бы современными они не были, не создадут той специфики на паровозной тяге, которая характерна для такого типа перевозок: лёгкое подёргивание и такое убаюкивание во время маршрута, – рассказывает начальник поезда об уникальном ретромаршруте.
Вокзал-музей
На маршруте из Бологого в Осташков поезд делает остановку на станции Куженкино. Это не просто маленький вокзал. Это самый настоящий музей, в создание которого свой вклад внесло Всероссийское общество любителей железных дорог, в частности его председатель – писатель и журналист Алексей Вульфов.
Шесть лет назад, с началом работы ретропоезда, здесь появилась первая экспозиция. Это был основной зал вокзала, а также техническая экспозиция, которая расскажет, как в начале прошлого века осуществлялось регулирование движения на заповедной Бологое-Полоцкой магистрали. Уже в 2021-м году в основном здании вокзала открылась ещё одна экспозиция – зал для пассажиров первого класса. К пятилетию ретропоезда там возвели дом путевого обходчика, который пару месяцев был закрыт для посещения. А год назад, в декабре 2023-го года экскурсантам стало доступно его внутреннее убранство.
Самая новая экспозиция рассказывает про быт путевых обходчиков. Сам дом нашла полуразрушенным в двух сотнях километрах от станции Куженкино в Торопецком округе экспедиция Общества любителей железных дорог. Затем его разобрали, перевезли и по восстановленным чертежам обычные плотники и рабочие Октябрьской железной дороги его возродили.
Внутри дома собрана утварь и мебель, полностью соответствующая тому времени. Благодаря рассказу ветерана-путейца, который ещё сам лично помнит такой домик, помнит, где и что стояло в нём, специалистам удалось воссоздать уникальный объект. Даже стены выбелены по всем канонам начала XX века.
– Печка в домах была небольшая. И чтобы внутри не было сырости и плесени, два раза в год железная дорога проезжала вот по таким домам, а их по Бологое-Полоцкой линии было 205 штук, выносилась вся мебель, белили стены, белили потолки, – рассказывает экскурсовод про необычную побелку на стенах.
С открытием дома путевого обходчика экспозиция музея стала полнее и интереснее. На стене внутри дома есть литография с изображением Ниловой пустыни. Такие литографии передавались из поколения в поколение в семье путевых обходчиков.
И да, мы конечно же не стали расписывать уже знакомые пассажирам «Селигера» старинный стрелочный перевод, водонапорную башню и керосиновый погреб. А ещё у всех будет возможность лично посмотреть, как паровоз заправляют водой.
Регулярный экскурсионный
Особенность ретропоезда «Селигер» в том, что это не просто экскурсионный маршрут. Это ещё и регулярный маршрут, которым пользуются местные жители, чтобы, например, доехать из своей деревни в город – в магазин за продуктами. Или же в лес за клюквой. Ведь маршрут заповедной магистрали пересекает крупную болотную систему в Осташковском округе.
– Ретропоезд «Селигер», можно сказать, уникальное явление в нашей современной истории железнодорожного транспорта, потому что железная дорога является заповедной, и ретропоезд – он не туристического маршрута, а обычный пригородный поезд, на котором пассажиры пользуются обычными услугами пригородных поездов. Вместе с тем они получают экскурсионное обслуживание в вагонах, а также дополнительную экскурсию на станции Куженкино. Такое явление заслуживает уважения, потому что из желания познакомиться с историей можно попасть на ретропоезд и окунуться полностью, потому что и вагоны, несмотря на то, что они современные, оформлены в стиле 50-х годов XX века и, более того, украшены ретрофотографиями XX века, которые относятся к периоду строительства этой железной дороги в 1902 – 1906 годах, – повествует начальник поезда Юлиан Иванович.
И что примечательно, в ретропозде можно встретить одновременно как местных жителей, так и туристов: блогеров, любителей железнодорожных путешествий, да и просто тех, кому интересна история нашей страны в разрезе истории железных дорог. Один из таких туристов – Антон, из города Кольчугино Владимирской области.
– Я узнал о нём совершенно случайно в сети «Интернет», буквально две недели назад, и сразу организовал путешествие. На самом деле нам пришлось на трёх поездах добираться сюда. Очень всё понравилось, невероятно, что за такую сумму ты получаешь такие незабываемые впечатления, непосредственно от того, что под паровозом поезд идёт. Очень интересная экскурсия во время остановочного пункта. Отдельное слово о начальника поезда: очень интересно рассказывает, очень хорошо поставлена речь у человека, и он должен на самом деле учить молодых экскурсоводов, передавать свой опыт, – рассказал Антон о своём путешествии.
Есть среди пассажиров и те, кто совмещает приятное с полезным. Например Александр Терещенко, координатор проекта по сохранению памятников истории и культуры «Тверские своды». Ему особенно близка историческая часть этого маршрута.
– Я уже далеко не первый раз проезжаю этим маршрутом. Я регулярно им пользуюсь для поездок к своим родственникам. И то, что такой маршрут в нашем регионе есть, это, разумеется, очень и очень хорошо. Сейчас зима – период глухой. Но летом будет столько пассажиров, которые приехали сюда просто проехать на ретропоезде – очень много, – говорит Александр.
А местные жители больше всего отмечают в поезде новые вагон. В первые годы запуска в составе ходили старенькие пассажирские «сидячки» с синими креслами, обтянутыми дермантином. Но в 2021-м году в состав вошли стилизованные вагоны, которые построили специально для «Селигера» на Тверском вагоностроительном заводе.
– На паровозы то я ещё в 70-х годах смотрел здесь. Меня этим не удивить. А вот вагоны – это да. Комфортные, удобные, – делится впечатлениями местный житель Дмитрий.
– Вагоны обеспечены видеосопровождением, также кондиционеры есть, также тематическая сувенирная продукция. Это привлекает людей, которые издалека могут посвятить один день для поездки из Бологого в Осташков и обратно только для того, чтобы почувствовать, что такое – дедушка паровоз, настоящий, с характерным особенным гудком! Это – ретропоезд «Селигер», – говорит Юлиан Железный.
Галопом по Осташкову
Общее время в пути из Бологого до Осташкова – три с половиной часа. И на перрон вокзала Селигерского края паровоз с вагонами прибывает в 12:45. Для тех, кто решил посвятить все свои выходные изучению Селигера, экскурсии по Ниловой пустыни и другим монастырям – те могут в субботу снять номер в гостинице и отправиться в обратный путь также в вагоне на паровозной тяге на следующий день, в воскресенье.
У тех же, кто выбрал однодневный вариант путешествия, есть почти два с половиной часа, чтобы плотно пообедать в осташковских ресторанах, отведав местных локальных блюд, закупиться копчёной рыбой и отправиться обратно в Бологое. Обратный путь будет на полчаса короче. Мы выбрали именно второй вариант, и в 15:08 наш вагон тронулся в путь.
Путешествие на ретропоезде – это не только погружение в атмосферу прошлого столетия, но и спокойствие от городской суеты. Ведь связь в пути ловит далеко не везде. А значит это время вы сможете потратить на разговоры с друзьями, рисование, чтение книг, или просмотр исторических фильмов о БПЖД. И конечно же вы получите незабываемые эмоции.
Сделать «TVTver.ru» основным источником новостей в Яндекс