
Водителям на "зебре" разрешили не ждать завершения пешеходом перехода
Верховный суд и глава Госавтоинспекции подтвердили это право.
Правила дорожного движения предписывают водителям пропустить пешехода на “зебре”, даже тогда, когда он только планирует начать переход. Не секрет, что пешеходы часто злоупотребляют своим приоритетом – пересекают проезжую часть не торопясь, словно идут по тротуару, не обращают внимания на машины, а то и затевают телефонный разговор, переходя дорогу. Но сейчас не об этом.
Много споров вызывает сама процедура пропуска пешеходов. Казалось бы стой и жди от начала момента перехода до завершения перехода пешеходом проезжей части. Но вот здесь как раз и кроется ошибка многих.
Давайте разбираться
В случае двухполосного движения все однозначно. Как сказано выше, стой и жди завершения перехода. А если полос 4 или 6?
Не смотря на то, что еще 13 лет назад Верховный суд указал, что не любой непропуск пешехода подлежит административному наказанию, на местах сотрудники ГИБДД продолжают трактовать это правило по своему и наказывать по сути невиновных водителей.
Лишь самые смелые оспаривали наказание в суде и если не находилось у стражей дорог видеоподтверждения нарушения, суд вставал на сторону водителей. Чтобы впредь избежать подобных, мягко говоря, недоразумений, а по факту незаконных наказаний, еще 5 лет назад глава ГИБДД Михаил Черников был вынужден признать сей факт и выпустил соответствующую инструкцию, которая была направлена в региональные управления.
О чем же идет речь?
В 2012 году Верховный суд разъяснил, что водитель не обязан уступать дорогу в случае, если траектории движения автомобиля и пешехода не пересекаются, а следовательно штрафовать его за это нельзя.
Таким образом, законодательство не обязывает водителя ждать, пока пешеход окончательно покинет зону перехода. Ключевым требованием является формулировка “уступить дорогу”, чётко прописанная в Правилах дорожного движения. Как разъяснил Верховный суд, основным критерием является отсутствие помех для пешехода. Таким образом, если человек уже миновал пропускающий его автомобиль, и его движение больше не пересекается с траекторией машины, водитель может продолжить движение.
Требование “уступить дорогу” даже не означает обязательную остановку транспортного средства. Суть в том, чтобы водитель не создавал помех пешеходам, имеющим приоритет.
“Обязанность водителя уступить дорогу пешеходу поставлена в зависимость именно от необходимости не создавать помех в его движении,— признал главный госавтоинспектор России Михаил Черников, – Если водитель своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя не образуют состав правонарушения”.
Если же, сотрудники ГИБДД будут иметь основания полагать, что нарушение все же имело место, тогда они должны подкрепить свою позицию данными видеофиксации. Так что в этом деле поставлена крепкая точка и конц спорам. © ТВТВЕРЬ 2025
Сделать «TVTver.ru» основным источником новостей в Яндекс