Эксперты указывают, что все должно быть сбалансировано и большие отступления от представленных правил неуместны.
Накануне начала нового учебного года специалисты Роспотребнадзора заявили, что для растущего ребенка, испытывающего усиленные нагрузки в школе, будет необходимым соблюдение особого режима дня и питания, которые помогут восстановить силы и сохранить здоровье.
Очень важно при этом сбалансировать рабочую деятельность и отдых.
Что касается питания, то здесь важно не только сколько есть ребенок, но и в какое время и как часто. Эксперты уверены у школьников должно быть 5 приемов пищи через каждые 4-5 часов.
Режим питания должен выглядеть так:
- Завтрак дома 7.30 — 8.00
- Горячий завтрак в школе 11.00 — 11.30
- Обед в школе 12:30-13:00 или дома 14.00 — 14.30
- Полдник 16.30 — 17.00
- Ужин 19.00 — 19.30
В процентном соотношении от общего количества принятой пищи в день 40% должны приходиться на обед, 20% — на первый завтрак, 15% — на второй завтрак, 10% — на полдник и 15% — на ужин. Таким образом самыми плотными должны быть ранний и обеденный приемы пищи.
«Завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, потому что в это время он наиболее активно работает. Завтрак должен быть плотным и обязательно должен включать горячее блюдо — крупяное, творожное, яичное или мясное. В качестве питья лучше всего предложить какао — наиболее питательный напиток (в чае и кофе практически отсутствуют калории, калорийность какао сопоставима с калорийностью сыра), можно использовать и чай», — констатировали в ведомстве.
Второй вдвойне плотный прием пищи придется на обед. Он должен состоять из 4 блюд и обязательно включать в себя суп. На закуску ребенку можно предложить свежие овощи или овощи с фруктами.
«Свежие овощи обладают сокогонным эффектом — следовательно, подготавливают желудочно-кишечный тракт ребенка к восприятию более калорийных блюд. В зимнее время года можно использовать квашеную капусту, соленые огурцы, помидоры, репчатый лук, зеленый горошек (консервированный)», — уточнили специалисты.
Супы могут быть овощными, крупяными, молочными, из гороха, фасоли, бобов, супы с клецками, щи, борщ, рассольник.
«Для приготовление вторых блюд, расходуется как правило, суточная норма мяса, птицы или рыбы», — сообщили в Роспотребнадзоре.
Рекомендуется ребенку обязательно предложить прием пищи с хлебом. В нем содержится очень много необходимых человеку питательных веществ.
Лучшим предложением в качестве третьего блюда будут фрукты, соки или ягоды. Возможно использование напитков из сухофруктов.
Полдник у ребенка должен быть легким. Он может ограничиться молоком или кисломолочным продуктом с булочкой, оладьями или блинчиками, а также с печеньем, сухариками или вафлями. В рацион вновь неплохо было бы добавить свежие фрукты или ягоды.
Ужин эксперты рекомендуют организовать по типу завтрака, но без мясных и рыбных блюд, т.к. богатая белком пища возбуждающе действует на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Неплохим вариантом было бы порадовать детей запеканками или сырниками.
Теперь о распорядке дня.
В период перед экзаменами, контрольными и в моменты напряженной умственной деятельности, как свидетельствуют специалисты, важно увеличить обычную продолжительность дня для детей на 1 час. От этого во многом будет зависеть и успеваемость.
Если ребенок трудно засыпает или спит меньше чем следует, надо:
- Ложиться спать и вставать в одно и то же время.
- Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).
- Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.
- Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Для школьников 1-4 классов сон должен длиться 10-10,5 часов, 5-7 классов — 10,5 часов, 6-9 классов — 9-9,5 часов, 10-11 классов — 8-9 часов.
«Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость», — сообщили в ведомстве.
Большое значение в жизни ребенка имеют и подвижные игры. Через них дети получают представление об окружающем мире. Вместе с этим развиваются правильно мышление, смекалка, сноровка, ловкость, морально волевые качества. Подвижные игры укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают в процессе социализации в коллективе сверстников.
Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
«Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк или абажур, — советуют эксперты. — Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку».
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:
- для обучающихся в 1-2 классах — 20 мин
- для обучающихся в 3-4 классах — 25 мин
- для обучающихся в 5-9 классах — 30 мин
- для обучающихся в 10-11 классах — 35мин
Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах — 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах — 3 урока.
При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.
© ТВТВЕРЬ 2025