Инициаторы идеи констатируют, что 14% жалоб в Роспотребнадзор связаны именно с этим.
Многие жители Тверской области наверняка замечали, что цифры, указанные на ценнике, нередко не соответствуют тем, что окажутся в конечном итоге на кассе. Сами магазины это объясняют или своей безалаберностью (не успели сменить ценник) или заявляют, что как раз происходит переоценка. И это если вы только заметили этот фокус.
В этих метаморфозах есть 2 примечательных замечания. Во-первых, они носят системный характер, а значит вероятнее всего являются контролируемыми, а во-вторых, если иметь в виду безалаберность, то почему она с перегибом в одну сторону? Ну никому же не предлагали на кассе цену ниже, чем в ценнике!
Именно как обман покупателей и предлагают рассматривать происходящее, особенно в 3-4 сетевых магазинах, депутаты Госдумы, инициаторы законопроекта о безвозмездной передаче товара покупателю, если ценник не сошелся с данными на кассе.
“Для покупателей указанная ситуация оборачивается прямым ущербом и неудобствами. Граждане зачастую переплачивают, даже не замечая этого обмана – особенно когда приобретают сразу много товаров. Если при покупке одного-двух наименований разницу в цене можно заметить, то при полной корзине товаров ценовая ошибка легко останется незамеченной”, – указано в пояснительной записке к законопроекту.
В связи со всем вышеизложенным, инициаторы идеи предлагают ввести принцип “честный чек”.
“Если стоимость товара, пробитая на кассе, превышает цену, указанную на его ценнике в торговом зале, покупатель получает этот товар бесплатно, – такую норму предлагается узаконить. – Такой подход должен распространяться на все виды товаров без каких-либо исключений – от продуктов питания до бытовой техники – чтобы у продавцов не было лазеек обходить правило”.
Авторы полагают, что при предлагаемых условиях у продавцов исчезнет соблазн обманывать покупателей, поскольку “риск понести расходы из-за бесплатной передачи товара будет значительно перевешивать потенциальную выгоду от умышленной переплаты покупателей”.
Как ранее рассказывал TVTVER.ru, сейчас тоже есть система защиты от переплаты при обмане в магазине. НО это работает только в том случае, если несоответствие стало для покупателя очевидным.
В Роспотребнадзоре ответственно заявляют, что “покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (п. 1 ст. 500 ГК РФ)”.
На юридическом языке ценник является договором оферты и магазин обязан продать товар именно по этой цене. Не проблема даже если покупатель уже расплатился за товар, а разницу заметил уже в чеке. Разницу в стоимости обязаны вернуть.
На практике гражданам советуют сфотографировать ценник и предъявить его в качестве доказательства, поскольку продавец очень быстро может его снять. Если урегулировать спор не удалось на месте, а, как правило, удается, то покупатель в праве обратиться в суд с требованием о расторжении договора купли-продажи.
© ТВТВЕРЬ 2025