В Тверской области перепутали покойников
Не заметив подмены, родственники одной из усопших похоронили её под чужим именем.
Ритуальная подмена
В начале этого года семья Елены Кузнецовой понесла утрату — девятого января на семьдесят первом году жизни скончалась родная тётя Елены Валентина Колесникова. Похоронить усопшую было решено в семейной могиле на кладбище в селе Леонтьево, где уже покоились муж и мать умершей. Организацию похорон взяло на себя ритуальное агентство «Некрополь». Как полагается в таких случаях, были заказаны гроб, венки, отпевание. За всё было отдано, рассказывает Елена Кузнецова, порядка тридцати семи тысяч рублей.
Отпевать покойную было решено в Богоявленском соборе Вышнего Волочка. Приехали родственники, был доставлен и гроб с телом. Однако ещё до того, как священник начал службу, кто-то заметил: «А бабушка-то не та».
— Подходим к гробу, и мы видим то, что гроб наш, одежда наша, фамилия и отчество на кресте наши, дата смерти, дата рождения, но женщина не та, — рассказывает Елена Кузнецова. — Лицо не то — она у нас рыженькая, а эта бабушка седая.
«У нас больше мёртвых нет»
Когда шок прошёл, настало время выяснять, где «настоящая» покойница. Елена позвонила в морг, однако там ей ответили: «У нас больше мёртвых нет». Позже выяснилось, накануне из этого же морга забирали ещё одну бабушку — скончавшуюся на восемьдесят седьмом году жизни Анну Касьянову. Убитая горем дочь второй покойной рассказывает, что ещё на церемонии прощания её смутило обилие косметики на лице — покойную было практически не узнать — да и лишних килограммов прибавилось.
— У нас был такой платочек ажурный куплен, и закрыты был и лоб, и до подбородка покрывало было — видно было лишь один нос, — говорит дочь Анны Касьяновой Надежда. — А носы похожи. Я на руки посмотрела — такие же, вроде, и пальцы… Вы понимаете, я просто не могла предположить.
Впрочем, сомнения списали на то, что человек после смерти меняется, и хоронить решили так, как есть. Уже после погребения Надежда посмотрела свою квитанцию и ужаснулась — на ней стояла другая дата. Примечательно, что похоронами в обоих случаях занималось одно и то же агентство. Оно называется «Некрополь», а его офис располагается прямо в здании морга местной ЦРБ, куда были привезены тела обеих умерших. По документам, фирма оказывает весь комплекс ритуальных услуг. Однако представители «Некрополя» свою вину в том, что покойницы были перепутаны, категорически отрицают.
«Это не моё, ребят»
При попытке получить комментарий представителей «Некрополя», руководителя удалось обнаружить не сразу — она пряталась от корреспондента за дверью одного из кабинетов морга. Однако когда игра в прятки закончилась, Галина Данина начала атаковать.
— Наша фирма тела не перепутала, — возмутилась Галина Данина. — На каком основании можно заявлять, что мы перепутали тела? Мы не одеваем, мы не подписываем покойников. На каком основании? Мы можем перепутать только либо цветок, либо покрывало, либо венок. Но остальное — это не моё, ребят.
Во всём виноват санитар?
И в «Некрополе», и в патологоанатомическом отделении местной ЦРБ во всём винят санитара морга. Мол, это он перепутал пакеты с одеждой, одел не тех бабушек и выдал не тем родственникам. В том, что заведующий отделением и ритуальное агентство заняли общую позицию, нет ничего не удивительного — между заведующим и «Некрополем» заключён гражданско-правовой договор. В свободное от основной работы время Андрей Шашков по заданию фирмы занимается бальзамированием усопших и гримирует их. Подобное, по его словам, произошло впервые за двадцать пять лет его работы.
— Бабушки лежали рядом, пакетов тоже было два, поставили, переставили, она — она, всё, — спокойно, не отрываясь от заполнения документов на очередного покойного, поясняет Андрей Шашков. — Одели, а те родственники, если бы они заметили, но они не заметили, и дальше уже пошло крутиться.
В итоге, всё закрутилось до того, что почти неделю одна семья не могла достать свою бабушку, другая не могла свою захоронить. На погребение и с той, и с другой стороны были затрачены немалые деньги, однако куда сильнее моральный ущерб.
Незарегистрированные могилы, нарушения санитарных норм и другие претензии
Обвинять в случившемся санитаров, настаивает руководитель местного бюджетного ритуального учреждения «Стикс» Сергей Александров, просто неправильно. По его словам, свалить всё на санитаров в таком случае — легче всего. Однако «Некрополь», рассказывает мужчина, занимается и санитарной работой, и косметической работой, а также облачением покойного.
Отметим, что и до инцидента с перепутанными бабушками работа «Некрополя» вызывала массу претензий. Организацией нарушались нормы санпина при погребении, а два захоронения, которые проводила фирма, были и вовсе признаны незаконными.
— Случаи бывают разные, вопиющие, — говорит глава Вышнего Волочка Александр Борисов. — Бывает, что когда наряд скорой помощи приезжает на место вызова, в случае смерти кого-то, там уже стоит машина «Некрополя». Это как? Как это происходит и как такое возможно, мне непонятно.
Осадок останется
Однако, до сих пор рычагов воздействия на ритуальную контору найти не удавалось. Но в будущем, уверяет глава города, санкции в отношении агентства должны последовать. И в первую очередь будет расторгнут договор аренды на помещение, которое занимает сегодня «Некрополь» морге. Тем временем, к ситуации подключились и правоохранительные органы. Поводом для этого послужило обращение родственников покойных, которые обвиняют сотрудников «Некрополя» в халатности.
— По данному факту участковыми уполномоченными межмуниципального отдела УМВД России Вышневолоцкий проводится проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение, — сообщили в пресс-службе регионального управления УМВД.
Пока правоохранительные органы проводят проверку, во вторник днём по указанию главы Вышнего Волочка была эксгумирована похороненная не под своим именем на кладбище деревни Тёплое одна из усопших — Валентина Колесникова. Одновременно с этим своё последние пристанище наконец обрела Анна Касьянова, которая до этого находилась в морге. Вторая женщина будет похоронена на кладбище в Леонтьево в среду. И даже когда обе бабушки, наконец, обретут покой, и камень с души родственников упадёт, понятно, что осадочек от всей истории, как говорится, останется.
ОБСУЖДЕНИЕ