Новая книга тверского журналиста заставит почувствовать «вкус» войны
Новая книга известного тверского журналиста Александра Харченко рассказывает о работе в «горячих» точках и не только.
Александр Харченко – легенда тверской журналистики. Почти 40 лет он проработал корреспондентом Информационного телеграфного агентства России «ИТАР-ТАСС». Из них 15 он выезжал в зоны боевых действий и межнациональных конфликтов. География его командировок впечатляет: Прибалтика, Грузия, Южная и Северная Осетия, Таджикистан, Молдова, Ингушетия, Дагестан, Киргизия, Босния и Герцеговина и т.д. Только в одной Чечне Александр Антонович побывал почти 20 раз. Как и военные, он месил грязь, ходил под бандитскими пулями, терял боевых друзей и коллег…
Александр Харченко был на нескольких войнах и многое видел. Листая свои репортерские блокноты, он создал сборник рассказов «Я стал частью этой войны». Книга новая, еще не изданная. Лишь несколько сигнальных экземпляров подарили автору, которыми он с радостью поделился со своими друзьями.
TVTVER.ru связался с автором и узнал, как создавался труд, в чем его особенности и для кого написана книга.
Александр Антонович, расскажите, пожалуйста, о чем ваша новая книга?
– Это сборник рассказов, в основе которого лежит работа журналистов. Я написал о работе на крупных международных спортивных соревнованиях. Вспоминаю, например, Таллин и большие парусные регаты. Это такой кусок гражданской жизни. В 1991 году все перевернулось, и в моей жизни наступил момент, когда я перешел к экстремальной журналистике. В рассказе «Привет с Окинавы» я написал о своем первом опыте подобной работы, в частности, в Грузии, когда свергали президента и о приходе к власти Джохара Дудаева. Я рассказываю о том, что я видел. Никто не думал тогда о войне в Грозном. Я рассказываю о встречах с чеченскими ребятами, моих коллегах-журналистах. Я считаю, это одна из самых светлых страниц в моей биографии, – знакомство с этими ребятами. Мы сидели за единым столом, говорили обо всем, никогда не обижали друг друга и не врали. Если бы я соврал, меня бы перестали уважать. Кроме того, я написал о своей родной Эстонии. Стихотворением Пушкина я перебрасываю мостик из Торжка в Таллин, рассказываю о своей первой любви и, естественно, о первых месяцах войны в Грозном. И все это связано пушкинской строкой «Я помню чудное мгновенье…». Эта книга получилась, как сказал известный тележурналист Александр Кокарев, «чем-то вроде пособия по экстремальной журналистике». Хотел бы я или не хотел, все равно давал советы, как вести себя в той или иной обстановке. Есть герой, который объясняет, как можно себя вести, а как нельзя. Отдельно в моей книге есть рассказы, посвященные Великой Отечественной войне. Я сын офицера. Перед смертью отца я обещал ему написать о человеке, который привел к рейхстагу в Берлине свой батальон.
Получается, это книга воспоминаний?
Я бы не сказал, что это чистая биография. Это художественная литература, но в основе книги все-таки лежат действительно происходившие события. Я открываю многие страницы своей жизни. Уже пора, наверное, все-таки мне 70 лет. Как говорится, уже поздно бояться. Я честно сказал, как против меня выступали русскоязычные журналисты в Эстонии. Отдельные страницы моей книги посвящены Сергею Довлатову. Мы работали в одном Доме печати и неоднократно пересекались. Я просто делаю наброски, думаю, они тоже будут интересны читателям потому, что это свой взгляд на жизнь Довлатова. Свою книгу я заканчиваю повестью «Встретимся, когда встретимся». Еще в Приднестровье, Таджикистане я услышал от воюющих ребят такое выражение. Допустим, не «Встретимся завтра», а всегда говорили: «Встретимся, когда встретимся». Это какой-то символ выживания. Я даю оценку того, что я увидел среди журналистов, рассказываю о военных, говорю о чеченцах, о боевиках, в частности. Я был лично знаком с Дудаевым. Я очень откровенно в этих рассказах сообщаю читателю о том, что происходило со мной, начиная с 1986 по 1997 год.
Почему такое название «Я стал частью этой войны»?
У меня есть близкий друг Игорь Погосов. Он в 96 году руководил пресс-службой МВД Чеченской республики. Изначально у меня было написано «Я был частью этой войны» потому, что находясь там, нельзя оставаться непричастным к этим событиям. Он мне помог сделать более конкретно. И появилось слово «стал».
Как долго вы писали книгу?
А я так и не могу сказать, когда начал и когда закончил. Да, наверное, около года я над ней мучился. У меня были уже наброски, стихи.
Кстати, о стихах…
У меня ряд стихов стали песнями. В частности, «Давайте не встречаться на войне», «Монолог комбата». Они записаны на диски на нашей тверской студии Стаса Назимова, в Москве.
Книга Александра Харченко наполнена воспоминаниями, стихотворениями, иллюстрациями. Рисунки, которые весьма атмосферны, создал художник, выпускник академии имени Строганова Олег Хомутов. Украсить свою книгу Александр Антонович доверил одному из лучших тверских художников. В благодарность было написано стихотворение «Нарисуй мне сирень, Хомутов». Есть и рассказ «Джаз по четвергам».
Всего в книге 25 рассказов. Каждый – реальный, честный, откровенный, местами даже очень. Сборник будет полезен журналистам, а интересен – всем без исключения.
Сделать «TVTver.ru» основным источником новостей в Яндекс
ОБСУЖДЕНИЕ