По итогам ноября в России было реализовано 127,9 тыс. новых легковых автомобилей, что на 5% выше показателя годичной давности, сообщает агентство «Автостат».
Ряд экспертов связывает рост ноябрьских продаж с повышением утильсбора с 1 декабря, другие же отмечают улучшение кредитных условий на фоне снижения ключевой ставки и работу госпрограммы льготного автокредитования. Какие еще факторы влияют на поведение покупателей, обсудили с Никитой Ивахненко, руководителем бизнес-направления «Новые Авто» в Авито.
– Какое значение «Авито Авто» имеет в масштабах всей вашей платформы?
– Всего на Авито в среднем заходит 70 млн уникальных посетителей, которые продают и покупают все – от квартир до почтовых марок. И 36 млн из этих 70 млн – посетители раздела «Авто». Получается, автомобильное направление обеспечивает более половины трафика.
– Ваша платформа известна прежде всего как классифайд, с помощью которого покупают и продают вещи «с пробегом»: от одежды до машин. Новые автомобили исторически продвигались через рекламу – телевизионную, печатную, контекстную. Почему дилеры раньше обходились без вас, а сейчас – нет?
– Направлению «Новые автомобили» меньше двух лет. К тому моменту рынок прошел через серьезные трансформации и мы увидели, что потребителю стало сложно ориентироваться в бесконечном множестве новых вариантов. Наша система фильтров, которая годами совершенствовалась на автомобилях с пробегом, оказалась очень полезной и для ориентации в рынке новых машин. А для тех потребителей, кто хочет глубже разобраться в вопросе, мы запустили «Журнал Авито Авто», где профессиональная команда журналистов рассказывает о новинках рынка, проводит тест-драйвы, пишет обо всем, связанном с владением машиной. Кому и этого мало, может почитать отзывы реальных покупателей, этот независимый контент генерируют сами пользователи.
– То есть вы – это навигатор по рынку, который сразу подскажет, где купить?
– Не только. Мы стараемся закрыть еще одну, как сейчас говорят, боль клиентов. Представьте: вы ищите автомобиль через поисковик. Он это видит и начинает показывать контекстную рекламу от продавцов. Красивые машины, привлекательные цены. Вы связываетесь, возможно, даже приезжаете в автосалон, а на месте выясняется, что реальные цены другие. Но дилер уже взял вас в работу, ему нужен был контакт…
– Нечестные цены – давний бич автомобильных классифайдов. Вам что, удалось решить проблему?
– Бич всего рынка — не только классифайдов. Но мы стремимся давать иной опыт для наших пользователей. Представим, есть некий полноприводный кроссовер с двигателем мощностью 190 л.с. и рекомендованной розничной ценой 2,9 млн руб. Производитель дополнительно дает на него прямую скидку 200 тыс. руб. и такую же скидку за трейд-ин, если вы продадите свою старую машину через дилера. То есть минимальная цена – 2,5 млн руб. Мы знаем эту арифметику, и объявление с ценой 2,2 млн не пропустим, потому что дилеру, скорее всего, нужно просто получить лид, контакт с потенциальным клиентом, а дальше уже дело техники.
– Но ведь еще может быть скидка за оформление кредита…
– Ее мы тоже учитываем – как и саму возможность получить льготный кредит, часть процентов по которому берет на себя производитель. Субсидированный кредит позволяет по-другому посмотреть на цену: дорогая машина в перспективе пяти лет может оказаться более выгодной и доступной, чем дешевая. Мы даем пользователям возможность просчитать разные варианты кредитов из дома, без давления менеджера в салоне. Так, в частности, решается один из ключевых запросов клиентов – на управляемость сделки. Покупатели опасаются в какой-то момент потерять контроль над процессом.
Также в объявлении могут быть указаны дополнительные важные обстоятельства, влияющие на принятие решении о покупке – скажем, «зимние шины в подарок». Ведь покупатели, если совсем просто, ищут лучшее предложение. Мы помогаем сориентироваться. Через кнопку обратного звонка в объявлении можно связаться с нашим колл-центром: вас наберут, выяснят потребности, предложат наиболее подходящие варианты у разных дилеров в вашем регионе.
– А если цена в салоне все же окажется не той, что в объявлении?
– Покупатель вправе пожаловаться нам. Мы и сами делаем тайные проверки автосалонов. У дилеров, как и частных продавцов, есть рейтинг. Чем больше мы найдем «несоответствий» и чем больше жалоб – тем реже будет показываться его объявления, вплоть до полной блокировки всего кабинет дилера. Проблем с рейтингом деньгами за продвижение не решить: вылезти из репутационной ямы получится только одним способом – корректным поведением.
– Сейчас есть много определений понятия «новый автомобиль». Что это такое для вас?
– Это машина с близким к нулевому пробегом, у которой еще не было собственников. Причем продает ее не частное лицо, а организация, имеющая официальный дилерский контракт.
– Выходит, ваши услуги нужны только дилерам?
– Не только им. У нас есть баннерная реклама, она интересна производителям при запуске и продвижении новых моделей. Или, например, недавно мы запустили акцию с АвтоВАЗом, позволяющую купить автомобили LADA c дополнительной скидкой от производителя.
Помимо того, у нас есть востребованная производителями аналитика и инструментарий управления дилерской сетью: как дилеры управляют бюджетами на продвижение, какие модели конкурентов потребители рассматривают вместе с их продукцией, так называемый кросс-интерес.
– Вы сказали о кросс-интересе, а какое количество пользователей меняет свои предпочтения в процессе поиска и выбора автомобиля
– Последнее наше исследование показало, что более четверти покупателей автомобилей в начале поиска не знают, какую именно марку и модель купят. Их доля выросла с 21% до 27: в 2025 году. Наша навигация позволяет понять, что вообще можно приобрести с тем или иным бюджетом и требованиями к автомобилю – тип кузова, тип привода и так далее.
– А бывает ли так, что человек шел за новой машиной, а ушел с автомобилем с пробегом?
– Скорее наоборот. За последние пару лет сегмент хороших машин с пробегом ценой до 1 млн руб. стал меньше. Надо поднимать планку до 1,5-2 млн руб. И тут пользователь выясняет, что за эти деньги уже получится купить новую машину, с официальной гарантией.
В 2025 году вторичный рынок по объему, то есть числу сделок, в пять раз превышает рынок новых автомобилей. А мы привлекаем всех людей из категории «рассматривают покупку автомобиля в ближайшее время». И тот, кто искал пятилетнюю европейскую модель с пробегом 80 тыс. км, в итоге может найти у нас новую китайскую или российскую машину. Доля тех, кто в прошлой раз покупал автомобиль с пробегом, а в этот раз выбрал новый, растет и сегодня составляет 9% (на 4 п.п. больше, чем в 2024 году).
– Вместо машин с пробегом покажете человеку новые автомобили?
– Выборку он получит по своим условиям, а новые машины будут появляться в рекомендациях. Мы не давим и выступаем за неинвазивные методы коммуникаций.
– Что вы знаете про посетителей своего сервиса?
– Многое. Аудитория достаточно обеспеченная. У 70% доход определяется как средний и выше среднего. Самый активная возрастная группа – 30-40 лет. В 80% случаев пользуются сервисом через мобильный телефон. От начала поиска машины до покупки проходит около двух с половиной месяцев: надо разобраться, возможно, дождаться скидки от продавца. Предпочитают общаться с дилерами через чаты, а не звонки. Мы предоставляем оба способа общения. Звонки за последние пару лет перестали быть главным способом общения — доля взаимодействий в чатах выросла c 65% в октябре 2024 года до 72% в октябре 2025 г. но з.
– Покупатели не хотят выходить из зоны комфорта, общаясь голосом? Подбирают машину с рабочего места, не привлекая внимания коллег?
– Эти причины важны, но я бы еще добавил, что в режиме мультизадачности, в котором мы живем, удобна именно асинхронная коммуникация, когда стороны обмениваются сообщениями по мере появления свободного времени.
– Вы контролируете общение между покупателем и продавцом?
– Контакты дилера мы тоже не скрываем. Но если покупателю так удобнее или спокойнее, он может общаться через наши каналы. В коммуникации через платформу есть преимущества как для пользователей, так и для продавцов: в первую очередь, это безопасность для обеих сторон, а для профессиональных игроков мы также можем предоставить ИИ-аналитику, нашу систему скоринга звонков и чатов, ответить на вопрос, как улучшить конверсию – зачастую успешность сделки определяет не цена и наличие автомобиля, а корректная коммуникация.
Также у нас есть продукт «Автохаб», набор инструментов для дилеров, от управления складом до аудита трафика и привлечения лидов. Год назад им пользовались 18% российских дилеров, сегодня – около 30%. В целом же три четверти дилерских центров так или иначе взаимодействуют с «Авито».
– Какое у вас соотношение в объявлениях между новыми автомобилями и с машинами с пробегом?
– Примерно один к пяти в пользу пробега. В такой же пропорции, повторю, соотносятся сейчас первичный и вторичный рынки. Но есть важное уточнение. За каждым объявлением о продаже машины с пробегом стоит ровно один автомобиль, продали его – объявление ушло. За объявлением с новой машиной может быть 10, 50 или 100 одинаковых автомобилей – той же марки, модели, цвета, мощности и года выпуска. Поэтому недавно мы запустили на платформе новый функционал поиска по моделям, который позволяет увидеть все характеристики конкретной модели автомобиля, отзывы и ценовой диапазон в единой мультикарточке, без необходимости изучать десятки объявлений — это решение в значительной степени облегчает путь пользователя.
Говоря о доле предложения новых автомобилей важно заметить, что в этом году мы значительно сократили количество объявлений в борьбе за качество контента. Мы очень внимательно относимся к модерации — удаляем дубли и недостоверные объявления.
При этом сократив число объявлений, мы повысили эффективность тех, что остались – их стали чаще кликать, хотя число покупателей и спрос в стране не выросли, год был непростой.
– С недавнего времени вы стали проводить встречи для партнеров. В чем их смысл?
– Это правда, недавно мы провели конференцию для автопроизводителей и дистрибьюторов “Точка зажигания” в более узком формате, а затем большую отраслевую конференцию Авто Саммит. Главная цель в том, чтобы собрать вместе главных акторов автомобильного рынка – производителей и дистрибьюторов, дилеров, в том числе международных, банки, страховые компании, регуляторов (в этом году был представитель ЦБ), чтобы вместе обсудить бизнес и рынок, проблемы и возможные решения. Мы хотим обеспечить продуктивный диалог и обмен разносторонним опытом в том числе зарубежным, помочь бизнесу, используя лучшие практики, адаптироваться к изменениям рынка и вывести бизнес на новый уровень эффективности и улучшить опыт покупателя.
– Как специалист по новым машинам, скажите: китайским автопром с нами теперь навсегда?
– Не только с нами, но и всем остальным миром. У Китая объективно очень сильные позиции в производстве электрических и гибридных машин – ведущие европейские марки пользуются китайскими решениями. Китайские бренды быстро развиваются и работают над ошибками, так что совсем «как раньше» уже не будет.
– Планируете ли вы добавлять в сервис опцию доставки, чтобы обойтись без поездок к дилеру?
– Автомобиль – серьезная, ответственная и дорогая покупка. Тем более, когда автомобиль новый – ты в нем раньше не сидел, не ездил, не трогал материалы отделки. Для покупки должна возникнуть «химия» – прийти чувство, что нашел свой вариант. Пока мы не видим массового спроса на доставку машин, большого количества людей, готовых не глядя оплатить машину онлайн и встретить у своего дома. Как только почувствуем, что пришла пора – обязательно наладим доставку. Одна из главных ценностей компании – следование потребностям клиентов.
























