Что не так со скорой помощью в Твери
За последнюю неделю тема работы скорой помощи в Твери стала не просто резонансной, а даже скандальной.
Медики. Эта профессия во все времена являлась одной из самых уважаемых. В тоже время, в обществе, наверное, нет более критикуемой сферы, чем здравоохранение. В течение минувшей недели достаточно мощную пробоину в имидже получила Тверская станция скорой медицинской помощи. В СМИ и социальных сетях появились сразу несколько публикаций, на которые пришлось реагировать Следственному комитету, который регулярно мониторит информационное пространство.
«— У аптеки, расположенной напротив автовокзала города Твери, пожилой женщине стало плохо, после чего прохожие вызвали «скорую помощь», которая ехала продолжительное время, порядка 40 минут. Кроме этого, в другой статье, скорая помощь не приехала на вызов к 2-летнему ребенку, у которого была высокая температура. При этом лекарственные средства малышу не помогали,
– сообщила старший помощник руководителя СУ СК РФ по Тверской области Валерия Павлова»
Случай с больным ребенком подпадал под категорию вопиющих. Дело в том, что скорую помощь родители малыша ждали 4 часа. Отчаявшись, они вновь набрали номер «03» и услышали шокирующие слова диспетчера о том, что вызов до сих пор не передали ни одной из детских педиатрических бригад, поскольку те находились у других пациентов. И случай с пенсионеркой, и история с ребенком ожидаемо привели к доследственным проверкам, по результатам которых в Следственном комитете примут процессуальные решения.
Так же к вопросу работы тверской скорой подключились в территориальном органе Росздравнадзора. Но их проверка касалась не случаев с малышом и пенсионеркой, а факта смерти пожилой женщины 27 февраля. К ней тоже опоздала скорая помощь. На три (!!!) часа. В ходе проверки Росздравнадзор обнаружил массу нарушений, составил протокол об административном правонарушении и направил материалы в суд для определения административного наказания.
А что же в самой «скорой медицинской помощи»? В ходе частного общения ее работники говорят: причина того, что зачастую скорая помощь не успевает в нормативные сроки приехать на вызов, кроется в неукомплектованности штата.
Эту информацию подтверждают в региональном Минздраве.
«— Проблема по скорой помощи в городе Твери существует и при этом давняя. Мы отмечали из года в год и отмечаем по аналитике снижение количества бригад, выезжающих на скорую помощь. И связано это, в первую очередь, с дефицитом кадров,
– рассказал заместитель министра здравоохранения Тверской области Игорь Барышев»
В Минздраве не скрывают: людей действительно не хватает. Многие специалисты подались в московский регион, где зарплата выше. В Тверской области поставили задачу подтянуть заработную плату, и кое-что уже удалось сделать. По словам замминистра, средняя зарплата за февраль у тверских врачей составила 60 тысяч рублей, у фельдшеров порядка 35-37 тысяч (смотри видео – прим. ред.) Но это все равно далеко не московский уровень. Впрочем, озвученные цифры многие тверские медики называют, мягко говоря, лукавством.
Так сколько же нужно бригад скорой помощи, чтобы жители Твери не ждали их приезда часами? Игорь Барышев озвучивает цифры: по нормативам на линии в городе должны быть 40-42 бригады. По состоянию на 22 марта их было 22. В январе и феврале текущего года были моменты, когда удавалось сформировать и 26, и даже 28 бригад. Реально необходимым замминистра считает количество не менее 37 бригад. И это при условии, если доктора скорой помощи не будут сталкиваться со случаями ложных или немотивированных вызовов (когда человек перестраховывается, не имея симптомов для неотложной помощи).
Так что же мы имеем в сухом остатке? Получается, что ежедневно город обслуживает если не в два, то, как минимум, в полтора раза меньше бригад скорой помощи, чем нужно. Вполне естественно, что такой недокомплект не может не сказываться на доступности услуги. Где же выход, и есть ли он?
В Минздраве рассказывают: разработали целый комплекс мероприятий, который должен вывести работу скорой помощи на нормативные показатели. Здесь и введение в штат бригад неотложной помощи (которые, в отличие от скорой помощи, комплектуются одним медработником); и оборудование бригад скорой помощи установками телеЭКГ; и установка системы ГЛОНАСС во всех машинах скорой помощи (это поможет определять ближайшую бригаду к месту вызова); и работа с медучреждениями на предмет увеличения количества выпускаемых для работы на скорой помощи кадров; и многое другое. Но это дело будущего и за месяц такие нововведения не освоить.
Что касается резонансных случаев неприезда или опоздания бригад на вызов, то здесь обещают разобраться прямо сейчас.
«— Буквально вчера я проводил совещание со скорой медицинской помощью и жестко поставлено условие: каждый случай превышения нормативных сроков доезда должен быть рассмотрен досконально. И виновные должны отвечать по каждому конкретному случаю,
– говорит Игорь Барышев»
Впрочем, по мнению замминистра, разбирательство должно быть объективным: если специалист виновен – значит должен держать ответ, а если причины несвоевременного приезда бригады не зависели от человеческого фактора, значит необходимо искать пути решения проблемы.
Таким образом, получается, что у каждого своя правда: контролирующие органы оперируют нормативными актами, а медики – реальным и совсем не радужным состоянием дел на сегодняшний день.
Только вот крайними при всех раскладах остаются люди, которым, скажем прямо, совершенно безразлично, кто, как и по какому принципу комплектует бригады. Когда человек, исправно отчисляющий налоги, нуждается в неотложной помощи, он рассчитывает, что врач приедет к нему быстро. А в Твери пока получается, что скорая помощь далеко не всегда скорая. Не верите – спросите у родителей 2-летнего малыша или у пенсионерки, которая 40 минут ждала карету скорой помощи прямо у аптеки.
ОБСУЖДЕНИЕ