После вступления в силу ряда законов случаи блокировок встречаются все чаще и чаще.
Ранее TVTVER.ru сообщал, что только за 6 месяцев 2025 года жители Тверской области подали в Банк России около 1 тысячи жалоб на действия кредитных организаций, большая часть которых касается блокировки финансовых операций, расчетных счетов и банковских карт, а также приостановки дистанционного банковского обслуживания. Эти показатели на 43% выше тех, что были зафиксированы за аналогичный период 2024 года.
В ЦБ были вынуждены оправдываться, что все это ради блага самих же граждан.
“Банки таким образом защищают своих клиентов от финансовых мошенников и блокируют операции при попадании реквизитов счетов в базу данных Банка России о случаях и попытках переводов денег без добровольного согласия клиента. Это один из признаков, по которым банки могут приостановить на два дня перевод денег или отказать в совершении операции”, – подчеркнул заместитель управляющего тверского отделения Банка России Вадим Тетин.
Но какими бы не были оправдания, какими бы благими целями не руководствовались банки, попасть под блокировку счета или карты никто не хотел бы. Ситуация, когда не можешь воспользоваться тем, «что нажито непосильным трудом», особенно когда это крайне необходимо, мягко говоря, не из приятных. Ну а потом, придется еще побегать, чтобы доказать, что ты честный человек.
Можно ли соблюдать какой-то алгоритм действий, чтобы избежать блокировок?
Четкий ответ на этот вопрос не может дать никто, критерии оценки у банков, хоть и имеют общие принципы, но могут отличаться в нюансах.
«Начнем с того, что причины блокировки могут быть разными: это и проблемы, связанные с налогами, и попадание в базу дропов, и подозрения банка по антиотмывочному закону, — подчеркнули в Банке России. — Даже законопослушные граждане могут случайно вовлечься в мошенническую схему или по незнанию вызвать у банка лишние подозрения».
Итак, что же не стоит делать:
- Никогда не совершайте денежные операции по просьбе незнакомых людей;
- Не возвращайте самостоятельно деньги, которые пришли вам якобы по ошибке. Обратитесь в свой банк и попросите сделать обратный перевод по реквизитам отправителя;
- Никому не передавайте свою банковскую карту и доступ в свой онлайн-банк;
- Старайтесь не переводить деньги незнакомцам, в том числе не платите по номеру телефона в магазинах и на рынках — банк может расценить такие переводы, как подозрительные;
- Если вы все же переводите деньги другому человеку — например, оплачиваете товары или услуги, отправляете подарок коллеге или родственникам — обязательно укажите назначение платежа. Так переводы станут понятнее для банка и не вызовут лишних подозрений;
«Попасть под блокировку рискуют те, кто пользуется пиратскими сайтами, услугами нелегальных казино, анонимными криптообменниками и другими услугами теневого бизнеса. Такие платежи не только токсичные сами по себе, но и могут привести человека в преступные схемы. Например, когда организаторы напрямую сводят для расчетов граждан — потребителей нелегальных услуг и участников преступной деятельности», — напомнили в ЦБ.
В связи с этим еще 3 правила:
- Если у вас изменились персональные данные — фамилия, телефон, адрес — сообщайте об этом в банк своевременно;
- У банка могут возникнуть вопросы, если операции, связанные с предпринимательской деятельностью, проводятся по счету физического лица;
- Если вы индивидуальный предприниматель или у вас свой бизнес, не допускайте налоговых задолженностей, ведите дела прозрачно.
Ну а если даже при соблюдении вышеуказанных правил блокировка произошла, банк обязан сообщить, на основании какого федерального закона и в соответствии с какой его нормой было принято такое решение. Также банк должен уточнить, что делать для восстановления обслуживания.
«Если доступ к счету ограничили по 115-ФЗ, нужно уточнить в банке точную причину блокировки и подготовить документы, которые он запрашивает. Если и после этого банк отказывается пересматривать свое решение, необходимо направить обращение в интернет-приемную Банка России, — советует регулятор. — Если доступ к счету ограничили по 161-ФЗ, значит, реквизиты человека попали в базу данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиентов».
Это решение можно обжаловать двумя способами:
- Обратиться с заявлением в любой из банков, где обслуживается человек.
- Направить заявление в Банк России через интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.
Ранее TVTVER.ru рассказывал, что у граждан России растет недоверие к банковским картам и электронным платежам.
© ТВТВЕРЬ 2025
























